Русские темы WordPress

Почему нужны специализированные инструменты юзабилити тестирования?




Проведение юзабилити тестирования не выглядит очень сложным, тем более что для эффективного тестирования достаточно всего 5-10 респондентов.

Основную техническую трудность процедуры юзабилити тестирования представляет большой объем данных, которые нужно зафиксировать в процессе тестирования для целей последующего анализа:

Речь модератора и респондента;
Выражение лица респондента (снимается на видеокамеру);
Изображение экрана компьютера, с которым работает респондент;
Различные события, происходящие на компьютере, связанные с действиями пользователя:
Перемещение мышки и нажатия на её клавиши;
Использование клавиатуры:
Переходы между экранами (браузера или другой программы).
Все эти потоки данных должны быть синхронизированы, чтобы при анализе их можно было бы соотносить между собой.

Наблюдатели, которые участвуют в тестировании наряду с модератором, ведут заметки по мере обнаружения проблем, которые тоже нужно синхронизировать с другими данными так, чтобы потом можно было легко найти фрагмент записи, прокомментированный в заметке наблюдателя.

Отсутствие специальных инструментов делает последующий анализ настолько трудоемким, что время необходимое для него превышает две трети общего времени, затраченного на тестирования – от его планирования до сдачи отчета.

Morae 1.3

Компания TechSmith поставляет доступное и вместе с тем высокоэффективное решение – Morae. Этот программный комплекс разворачивается за 15 минут на компьютерах респондента, модератора и наблюдателей, что особенно удобно, если тестирование проходит вне компании, например, в офисе заказчика.

На компьютере респондента устанавливается Morae Recorder – модуль, осуществляющий запись голоса респондента, изображения лица респондента (например, с web-камеры), экран компьютера респондента, различные события на компьютере и т.д.

На компьютере модератора и наблюдателей используется Morae Remote Viewer, модуль, позволяющий не только видеть то, что происходит на экране респондента, но и устанавливать маркеры – записи с комментариями к возникшим проблемам, которые очень помогают при анализе тогда, когда яркие впечатления от проведенного тестирования начинают угасать.

По окончании сессии тестирования, записанные данные импортируется в Morae Manager, где они анализируются, и в котором подготавливается наглядный видеоотчет по каждой из обнаруженных проблем, или по каждому испытуемому.

Следует упомянуть то, что компания TechSmith, предлагает также инструмент проведения удаленного юзабилити тестирования – UserVue, который оказывается незаменимым в тех случаях, когда необходимо обеспечить широкий географический охват респондентов. Это особенно актуально при тестировании web-сайтов.

UserVue представляет собой облегченную версию Morae Recorder’а, которая устанавливается на компьютер респондента посредством двух-трех щелчков мышки.

По окончании тестирования полученные данные могут быть импортированы в Morae Manager, где будут обработаны и скомпилированы в видео-отчет.

Пока UserVue доступен только для северо-американских стран (США и Канада), но, очевидно, что при достаточной востребованности этого инструмента в других странах, география распространения этого продукта может расшириться и захватить в том числе Россию.

Удобство Morae ярче всего выражается в том, что если сессия юзабилити тестирования проведена утром, то к вечеру может быть получен отчёт о проведенном тестировании. Самым трудоемким в этих условиях становится процесс выработки рекомендаций по преодолению выявленных проблем, но этот процесс невозможно автоматизировать, так как он требует нахождения творческих решений, которые пока доступны только человеку.

Видеопрезентация Morae

Observer XT

Однако это не единственная проблема, с которой можно столкнуться. Респонденты, несмотря на соглашение быть честными и откровенными, часто умалчивают о трудностях, с которыми сталкиваются в процессе тестирования, не желая огорчать модератора, или стараясь выглядеть более успешными людьми.

Обычно такие искажения быстро обнаруживаются и не влияют на качество получаемых результатов. Но в случаях, когда цена ошибки тестирования слишком высока, лучше использовать более сложные инструменты, назначение которых не столько в проведении тестирования, сколько в исследовании того, как пользователь взаимодействует с продуктом. В этом случае оптимальным может оказаться решение, предлагаемое компанией Noldus, Observer XT и сопутствующее ему оборудование.

Помимо тех данных, которые фиксирует Morae, ObserverXT за счет интеграции со специальным оборудованием, позволяет регистрировать физиологические показатели: ритм сердцебиения, размер зрачка, а в случае подключения инфракрасных камер, поставляемых шведской компанией Tobii, даже движение глаз респондента. Это создает возможность не только дополнительной объективизации получаемых данных – изменение ритма сердца может говорить об эмоциях, переживаемых респондентом, даже если сам респондент пытается это скрыть, но и устанавливать зависимости между работой пользователя и переживаемыми им функциональными состояниями. Например, становится возможным оценивать степень утомления, возникающего при работе с продуктом.

Это далеко не единственное достоинство системы. Разработчики компании Noldus предложили инструмент кодирования собираемой информации так, чтобы единицей анализа были не отдельные операции, а сложные действия пользователя, имеющие непосредственную связь с его деятельностью. Для этого необходимо собрать в структуры различные события, которые регистрирует система, научив её тем самым распознавать сложносоставные действия пользователя.

Это позволяет анализировать не только интерфейсы, с которыми взаимодействует пользователь, но деятельность пользователя, в которую вовлекаются эти интерфейсы.

Оборудование, производимое компанией Noldus, может быть установлено как на стационарных компьютерах, так и использоваться в виде передвижных юзабилити лабораторий, помещающихся в небольшой чемодан.

Источник: Дмитрий Сатин