Русские темы WordPress

История бренда Nike




Сегодня я расскажу о компании Nike, оборот которой в прошлом году составил      более 19 млрд. долларов.

Я уверен, что вы неправильно произносите название этого бренда. На самом деле он звучит не «найк», а «найки-/'naɪkɪ/».

Многие думают, что компания появилась в 1971 году. На самом же деле она была основана в 1964 году и называлась Blue Ribbon Sports .

Основатель компании, Филип Найт (Philip Knight), студент Орегонского университета был бегуном на средние дистанции под руководством Билла Бауэрмана. Как говорит история, спортсменом он был довольно таки посредственным, но очень хорошо понимал качество американских кроссовок, которые стирали его ноги в кровь.  Дело в том, что в 60-е годы в штатах обувь от таких производителей как  Adidas и Puma  была очень дорогой, но при этом в десятки раз удобнее. Немецкие кроссовки стоили около 30 долларов, а американские около 5 и эта разница для многих была неподъемна. И Филип решил исправить эту ситуацию, производя дешевые американские кроссовки, которые бы не уступали по качеству немецким.

Филип одним из первых пришел к выводу, что качественные и недорогие кроссовки можно производить только в Азии. И в 1964 году со своим тренером заказывают 300 пар кроссовок за 1000 долларов у компании Оницука Тайгер, которую мы сейчас знаем как Asics. Продавать обувь они начинают прямо в  фургоне Филипа. Обувь расходится хорошо и дела идут в гору. К 1965 году они решают изменить название компании. Не придумав варианта, который устроил бы всех, называют ее Nike в честь крылатой богини победы Ники, которая, согласно легенде, приснилась Джефу Джонсону (это третий человек в компании, который занимался PR и обзванивал спортсменов, интересуясь качеством обуви).

В 1971 году они заказывают логотип, который им отрисовывает студентка отделения дизайна Портлендского университета Каролин Дэвидсон всего за 35 долларов. Да да, тут нет никакой ошибки, реально, этот легендарный логотип обошелся в 35 долларов. Правда стоит отметить тот факт, что через 12 лет Филип встретился с Каролин и подарил золотой перстень с бриллиантами и часть акций компании( какую часть, к сожалению не разглашается).  Swoosh, так называется этот логотип, что олицетворяет взмах крыла богини, эдакий «вжиииххх».

В 70-е годы бизнес активно развивается. Очень сильный толчок этому дала фитнесс-революция и мода на бег трусцой. А 1975 году Биллу приходит в голову идея, которая поменяла всю историю Nike. Рассматривая за завтраком вафельницу, он решает делать подошву рифленой, что снижает вес обуви и улучшает ее характеристики. Это изобретение к 1979 выводит компанию в лидеры индустрии с долей рынка около 50%.

Следующий поворотный момент для компании происходит в 1984 году. Они заключают контракт на рекламу баскетбольных кроссовок со звездой NBA Майклом Джорданом. Кроссовки Air Jordan, спроектированные специально для него, идеально подходили для боковых нападающих, которые приземляются с троекратной нагрузкой на стопу по отношению к собственной массе. Эта чудо-обувь, которую Майкл надевал всякий раз, выходя на площадку, была черно-красного цвета, а эти цвета не разрешены в NBA. Поэтому ассоциация накладывала на Джордана штраф в размере 1000 $ за каждую игру, но он все же продолжал надевать Air Jordan. Эта скандальная ситуация, безусловно, была на руку Nike, так как тут же привлекла внимание баскетбольных болельщиков. В результате продажи компании выросли с 870 млн до 4 млрд USD в год.

Кстати, Майкл Джордан на церемонии награждения американской баскетбольной сборной золотыми медалями Олимпиады в Барселоне стоял на пьедестале, завернувшись в американский флаг. Это было вызвано не только патриотическими чувствами, но и контрактом спортсмена с компанией Nike, так как на форме сборной стоял логотип Reebok.

С этого момента Nike начинает реструктурироваться и начинает позиционировать себя как глобальную спортивную корпорацию, выпускающую, кроме всего прочего, одежду, часы, головные уборы и другие спортивные аксессуары.

В 1988 году на встрече с группой служащих компании Nike представитель рекламного агентства «Weiden & Kennedy» Дэн Вайден, восхищенный их исполнительностью и энергичностью, произнес: «You Nike guys, you just do it.»  Ну Вы поняли,да? :-)

Компания является одним из важнейших рекламодателей. Почти каждый видеоролик-это шедевр.

Заключены контракты с таки звездами спорта, как Роналдиньо, Мария Шарапова, Роджер Федерер, Криштиану Роналду, Уэйн Руни, Златан Ибрагимович, Фернандо Торрес,Франк Рибери, Флоран Малуда, Майкл Джордан, Ван дер Варт и др. Также Nike широко известна своими крупными спонсорскими контрактами с известными спортсменами и спортивными командами, особенно в сфере футбола. Контракты с Nike подписаны у таких футбольных клубов как Манчестер Юнайтед, Арсенал, Ювентус, Барселона, Интер, Шахтёр, Днепр, Спартак, у бразильской, хорватской, нидерландской, португальской, сербской, турецкой, бельгийской, словенской, южнокорейской, американской, австралийской, новозеландской, албанской, польской, эстонской, французской национальных футбольных сборных.

«Найк» во главе с Филипом Найтом не собирается останавливаться на достигнутом. Например, недавно был заключён договор с  Apple, благодаря которому всемирно известные кроссовки будут синхронизированы со всемирно известными плеерами iPod. Nike+iPod — устройство, измеряющее и записывающее пройденное расстояние, темп ходьбы и другое. Nike+iPod состоит из небольшого акселерометра установленного или уже встроенного в обувь, который соединяется с приемником, подключенным к Ipod.

Похоже, богиня победы и в дальнейшем собирается помогать Найту.